Кто может быть страхователем по ОСАГО в 2019 году по федеральному закону

Страхователем признается лицо, заключившее договор обязательного страхования со страховщиком. Необходимость заключения договора обязательного страхования связана с обладанием страхователем источником повышенной опасности — транспортным средством, использование которого может причинить вред. Поэтому страхователь — это владелец транспортного средства, которое используется на территории Российской Федерации.
Понятие владельца транспортного средства в отношениях по обязательному страхованию идентично понятию владельца источника повышенной опасности, содержащемуся в ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ, под которым понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.) (ст. 1 Закона об ОСАГО).

Кроме этого, Законом определяется, что лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, традиционно не является владельцем транспортного средства, или — по терминологии ст. 1079 ГК РФ — владельцем источника повышенной опасности. И здесь можно обнаружить некоторое несоответствие. Ведь обладание транспортным средством на основании договора аренды или на основании выданной доверенности относится к случаям заключения гражданско-правовых сделок с собственником или иным владельцем транспортного средства. Это означает, что такое лицо становится владельцем транспортного средства. А в данном случае, по смыслу данной нормы, лицо не является владельцем транспортного средства. Поэтому в Закон целесообразно внести уточнения, что здесь речь идет только о случаях оформления трудовых отношений посредством гражданско-правовых договоров.

В случае если у транспортного средства несколько владельцев (например, автомобиль принадлежит супругам либо в силу выданных доверенностей собственник допустил к владению и пользованию транспортным средством несколько лиц), то страхователем является один из владельцев транспортного средства по их совместной договоренности, остальные же лица должны быть указаны в качестве водителей транспортного средства. Вопрос об уплате страховых взносов и доле участия в этом каждого из владельцев также решается владельцами транспортного средства совместно.
На страхователя по обязательному страхованию распространяются и общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие статус данного субъекта. В частности, исходя из положений ст. 5 Закона о страховании и положений части первой ГК РФ страхователями могут выступать как юридические, так и дееспособные физические лица. Данное положение распространяется как на российские юридические лица любой организационно-правовой формы, так и на иностранные организации, равно как на российских, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

В отношении страхователей — физических лиц сделан особый акцент на том, что лицо должно быть дееспособным. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность лица в полном объеме наступает с 18 лет либо с момента вступления в брак до достижения возраста 18 лет. Исходя из положений семейного законодательства, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить несовершеннолетним вступить в брак, если к этому моменту они достигли возраста 16 лет (ч. 1 п. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ). Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения 16 лет, могут быть установлены законами субъекта Российской Федерации. Примерно в 11 субъектах Российской Федерации приняты специальные нормы на этот счет. В частности, в соответствии с Законом Самарской области от 2 декабря 1996 г. N 19-ГД О порядке и условиях вступления в брак несовершеннолетних граждан в Самарской области» в качестве исключения на территории области может быть разрешено вступление в брак лиц в возрасте от 14 до 16 лет при наличии особых обстоятельств, например беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон.

Еще одним случаем признания гражданина полностью дееспособным является его эмансипация. Эмансипированным может быть признан несовершеннолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

В случае если владельцем транспортного средства является несовершеннолетний (например, при получении транспортного средства в порядке наследства, дарения и др.), то формально он не сможет застраховать обязательную гражданскую ответственность и уж тем более не может быть включен в полис в качестве водителя транспортного средства.

Вариантами разрешения ситуации, которое позволит осуществлять использование транспортного средства, является выдача несовершеннолетним доверенности какому-либо дееспособному лицу в целях осуществления владения и пользования транспортным средством либо в иное временное использование по договорам аренды или договору безвозмездного пользования. При этом согласно ст. 26 ГК РФ выдача доверенности несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет либо заключение договоров аренды или безвозмездного пользования должно осуществляться лишь с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителями.

В том случае, когда владельцем транспортного средства являются малолетние — граждане в возрасте от 6 до 14 лет, то выдача доверенности от имени малолетних либо совершение иных гражданско-правовых сделок осуществляются их родителями, усыновителями или опекунами (ст. 28 ГК РФ). Следует также учитывать, что в силу п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Это означает, например, что доверенность не может быть выдана самому родителю, усыновителю, опекуну, которые будут действовать от имени малолетнего.

Иной случай кардинального решения проблемы — отчуждение транспортного средства по договору купли-продажи по общим гражданско-правовым правилам заключения сделок, установленным ст. 26, 28 ГК РФ.

Страхователь самостоятельно определяет водителей — лиц, допускаемых к пользованию имуществом, т.е. к управлению транспортным средством. Как уже отмечалось, Правила дорожного движения к понятию «водитель» относят также погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо. При обязательном страховании данное понятие сужено по тем причинам, что транспортным средством является механическое устройство.

В том случае, когда имеет место обучение вождению, водителем считается обучающее лицо. Правда, следует сказать, что не всякое обучение вождению является таковым. Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство».

Водитель является участником страхового отношения. В том случае, если водитель допускается к управлению на основании гражданско-правовых действий страхователя, он также становится одним из владельцев транспортного средства, ответственность которого застрахована по обязательному страхованию. Однако ни при каких обстоятельствах таковым не станет лицо, управляющее транспортным средством в силу трудовых функций — работающее в качестве водителя в организации либо у индивидуального предпринимателя.

Законодательство допускает два варианта заключения договора обязательного страхования: а) без ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством; б) с ограничением числа лиц, допущенных к управлению. В первом случае при заключении договора страхователь выплачивает страховой взнос с учетом страхового коэффициента 1.8. Во втором случае коэффициент равен 1.

Права и обязанности страхователя распространяются на лицо, которое будет выступать правопреемником лица, заключившего договоры страхования. Судебная практика знает также случаи, когда обязанности страхователя были распространены на лицо, которое хотя юридически и не являлось правопреемником, но по факту являлось владельцем транспортных средств, ответственность в связи с владением которыми была ранее застрахована предыдущим владельцем, и продолжало пользоваться страховой защитой.

В частности, по итогам открытого конкурса между страховой компанией и Агентством лесного хозяйства по Омской области было заключено генеральное соглашение (контракт) от 06.12.2006 по предоставлению услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств, находящихся на балансе агентства и его структурных подразделений.

Во исполнение этого соглашения лесхозу как структурному подразделению агентства последним был передан 21 страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств со сроком страхования с 01.01.2007 по 31.12.2007, неоплаченная страховая премия по которым составила спорную сумму.

Это интересно:  Как вернуть деньги за страховку по кредиту: после погашения и в других случаях?

Впоследствии в апреле 2007 г. Агентство лесного хозяйства как юридическое лицо было ликвидировано. В связи с тем, что по договорам обязательного страхования была задолженность по оплате страховых взносов, страховщик обратился с требованиями к фактическому владельцу транспортных средств — лесхозу, но получил от него отказ по тем причинам, что он не является юридическим правопреемником агентства.

В процессе судебного разбирательства первая и апелляционные инстанции признали позицию лесхоза правомерной, посчитав, что с ликвидацией страхователя договоры страхования прекратились. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 26.08.2008 предыдущие постановления отменил, удовлетворив требования страховщика.

При рассмотрении данного дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было отмечено, что порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования и порядок уплаты страховой премии устанавливаются в Правилах ОСАГО.

Согласно подпункту «б» п. 33 Правил ОСАГО действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в случае ликвидации юридического лица — страхователя. Таким образом, договоры обязательного страхования, удостоверенные находящимися у лесхоза полисами, прекратились с ликвидацией агентства.

У лесхоза как законного владельца транспортных средств в силу ст. 4 Закона об ОСАГО возникла обязанность по страхованию своей гражданской ответственности за их использование после ликвидации агентства, поскольку до ликвидации последнего ответственность лесхоза была застрахована посредством указания лесхоза в качестве собственника транспортных средств в переданных ему агентством полисах.

Однако лесхоз договоров обязательного страхования ответственности не заключил, а продолжал фактически пользоваться услугами страховой компании, получая от нее в течение 2007 г. страховую защиту в связи с эксплуатацией транспортных средств.

В силу п. 12 Правил уплата страховой премии в соответствии с установленным страховым тарифом является обязанностью страхователя.

Фактически реализуя права страхователя, обязанность по уплате страховых премий, возложенную на страхователя, лесхоз не выполнил, вследствие чего сберег денежную сумму, которую должен был уплатить страховщику за осуществление обязательного страхования.

Страховая компания, предоставив в 2007 г. страховое покрытие риска ответственности лесхоза за использование транспортных средств, вправе требовать с него взыскания причитающихся страховых премий по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По этим причинам Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.08.2008 было оставлено в силе (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2009 г. N 16639/08).

Страхователями по обязательному страхованию могут выступать и публичные образования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В этом случае с учетом положений ст. 125 ГК РФ от их имени и в их интересах выступают уполномоченные органы государственной и муниципальной власти.

Страхователь в обязательном страховании, как и в любом другом виде имущественного страхования, должен обладать страховым интересом в отношении объекта страхования. При страховании гражданской ответственности объектом страхования являются имущественные интересы страхователя как владельца транспортного средства, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред в связи с использованием этого транспортного средства. Поэтому страхователь заинтересован в том, чтобы у него не возникла обязанность по возмещению вреда, а в случае наступления события, которое причинит действиями страхователя этот вред, страхователь заинтересован в том, чтобы этот вред возмещался не им, а страховщиком.

Для раскрытия вопроса о правовом статусе страхователя необходимо подробнее раскрыть понятие транспортного средства, эксплуатация которого требует осуществления обязательного страхования. Под ним понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 1 Закона об ОСАГО). Данное понятие идентично понятию транспортного средства, содержащемуся в абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Категория транспортного средства и типы транспортного средства обычно определяются по документу о регистрации транспортного средства. Как установлено ст. 15 Закона об ОСАГО, а равно п. 15 Правил обязательного страхования, при заключении договора обязательного страхования должен быть представлен паспорт транспортного средства, либо свидетельство о регистрации транспортного средства, либо технический паспорт, либо технический талон или аналогичный документ.

В Постановлении Правительства Российской Федерации об утверждении страховых тарифов содержится классификация типов транспортных средств: мотоциклы и мотороллеры, легковые автомобили, легковые автомобили, используемые в качестве такси, прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим организациям, а также к мотоциклам и мотороллерам, грузовые автомобили, прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам.

Однако, по нашему мнению, в этом случае имеет место пробел в праве. Указанные средства необходимо было относить к категории «иных машин» и осуществлять обязательное страхование исходя из этого.

Законодательство предусматривает ряд исключений из случаев обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

а) когда максимальная конструктивная скорость транспортных средств составляет не более 20 км/ч (например, погрузчики, асфальтоукладчики, катки и пр.);

б) в отношении транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. Эти требования устанавливаются Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», утвердившим Правила дорожного движения;

в) в отношении транспортных средств, находящихся в распоряжении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ. (К таковым будут относиться различные самоходные виды вооружений, в том числе танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки солдат, и др.);

г) в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств зарегистрирована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии с Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ, с 1 января 2009 г. данный пункт изложен в следующей редакции:

г) «в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков».

Исключения по обязательному страхованию дополнились новым случаем, который предусмотрен Законом об изменении ОСАГО от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ:

д) не подлежит страхованию гражданская ответственность владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Как можно увидеть, не нужно страховать ответственность в связи с обладанием прицепами лишь гражданам и только в отношении легковых автомобилей. Поэтому, если прицепы к легковым автомобилям принадлежат организациям или индивидуальным предпринимателям, то гражданскую ответственность страховать нужно. Не совсем понятно, почему данное исключение не распространяется на владельцев прицепов к мотоциклам и мотороллерам (ведь ранее они входили в одну группу). На наш взгляд, в Закон об ОСАГО следует внести соответствующие изменения либо применять в этом случае механизм аналогии закона;

е) в случае, когда риск ответственности одного из владельцев транспортного средства застрахован иным лицом в отношении указанного транспортного средства.

Обязанность по обязательному страхованию должна быть исполнена при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) до момента регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Содержание

Это интересно:  Есть внж как получить гражданство рф

Кто может быть страхователем по ОСАГО?

В реальной жизни нередки ситуации, когда водитель, давно эксплуатирующий автомобиль, на самом деле не является его официальным владельцем. В таком случае возникает актуальный вопрос: кто же должен застраховать транспортное средство – собственник или реальный пользователь, и на чье имя следует зарегистрировать полис? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Кто такие собственник и страхователь?

Многие водители считают, что страхователем по ОСАГО, как и получателем компенсации от страховой компании в случае возникновения аварийной ситуации на дороге может выступать исключительно владелец авто. В результате, не будучи знакомы с основными положениями Закона «Об ОСАГО» и, будучи уверенными в правильности своего убеждения, не задают вопросов страховщикам относительно того, кто может застраховать автомобиль.

Однако в самом верху бланка полиса ОСАГО содержатся две графы: «Собственник», «Страхователь». Их наличие уже наталкивает на размышления о том, могут ли в роли указанных субъектов выступать разные люди.

В качестве собственника или владельца транспортного средства, согласно Правилам ОСАГО, принятым постановлением Правительства РФ № 263 от 07.05.2003, выступает лицо, которое владеет им на законных основаниях, за исключением случаев управления автомобилем во время исполнения служебных обязанностей на базе договора с его действительным собственником (часть 1, пункт 4). Фактически это человек, на которого авто официально зарегистрировано и под чьим именем оно поставлено на учет в базе ГИБДД. Именно данные владельца машины – фамилия, имя, отчество, прописка – зафиксированы в регистрационном свидетельстве и в ПТС.

О том, кто такой страхователь, также можно узнать в указанных выше Правилах. Согласно с ними, это лицо, заключившее договор об обязательном страховании автомобиля со специализированной компанией. Данный субъект должен выполнять все условия, прописанные в условиях договора.

Так, в число основных обязанностей страхователя транспортного средства по ОСАГО входят:

  • предоставление пакета документов и достоверных данных об автомобиле в страховую компанию для заключения договора;
  • оплата стоимости полиса ОСАГО;
  • своевременное внесение изменений, если таковые произойдут (например, расширение или сужение круга водителей, которые наделяются правом управления данным авто и т. п.).

Страхователь несет ответственность за сохранность бланка в надлежащем состоянии. Именно он может обратиться в фирму с просьбой о выдаче дубликата при его утере или повреждении. Также страхователь имеет право на расторжение договора с данной организацией, если возникнет такая необходимость.

Кто может выступать страхователем автомобиля?

В современных российских реалиях владельцем авто и его страхователем не обязательно должен быть один и тот же человек. В законодательстве нет такого требования, согласно которому лишь собственник мог бы застраховать транспортное средство. Именно поэтому бланк полиса и содержит две графы, о которых речь шла выше.

Если приобретение полиса ОСАГО осуществляет не владелец, а другое лицо, он может сделать это и без присутствия первого. Но имя собственника и его паспортные данные будут вписаны в полис в соответствующую графу. Имя страхователя, как и владельца, может и не вноситься в перечень водителей, допущенных к управлению автомобилем, если нет такой необходимости. Для страхования транспортного средства другим лицом и последующего внесения изменений в полис понадобится доверенность от его владельца на осуществление данной процедуры, а также необходимый пакет документов.

В перечень необходимых для приобретения полиса ОСАГО документов входят:

  • паспорт страхователя и копия паспорта владельца автомобиля;
  • доверенность от собственника на имя страхователя;
  • бланк предыдущего полиса ОСАГО;
  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • диагностическая карта, если авто эксплуатируется более трех лет;
  • водительские удостоверения тех субъектов, которые будут вписаны в полис и получат право на управление машиной.

До 2010 года получить материальную компенсацию от страховой компании в случае ДТП имел право только непосредственный владелец автомобиля, независимо от того, являлся он страхователем или нет. С 14 февраля 2010 года процедура возмещения ущерба была несколько модифицирована. С этого момента право получения денежной выплаты от страховщика стало распространяться и на страхователя, и на каждого водителя, который вписан в полис ОСАГО и имеет возможность управлять данным транспортным средством. Но для этого необходимым условием является наличие нотариально заверенной доверенности от владельца автомобиля.

Заключение

Таким образом, согласно законодательным нормам, в РФ законным владельцем авто может быть один человек, страхователем – другой, а список водителей, наделенных правом на управление автомобилем – вообще состоять из нескольких лиц. Эти условия, распространяющиеся на приобретение и бумажного, и электронного полиса, удобны в тех случаях, если собственник не эксплуатирует лично машину, а тем более, проживает далеко от ее реального пользователя.

Изменения в ОСАГО запланированые на 2018-2019 года

Изменения в ОСАГО (2018-2019гг.): неприятные моменты

Эксперты ожидают существенного удорожания цены на страховые полисы ОСАГО. В сравнении с 2017г. их стоимость может вырасти троекратно.

Либерализация автогражданки: что это?

Ожидается, что автоводителям будет предложено выбирать самостоятельно сумму страхового покрытия из таких вариантов:

  • 400 тыс. рублей (материальный ущерб) + 500 тыс. рублей (вред, нанесенный жизни и здоровью пострадавшего);
  • 1млн.рублей – по ущербу, как материальному, так и нанесенному жизни и здоровью пострадавшего;
  • 2млн.рублей — по ущербу, как материальному, так и нанесенному жизни и здоровью пострадавшего.

Дополнительной опцией станет возможность самостоятельно регулировать срок, на который заключается страховой договор. Если по нынешним правилам полис оформляется только на 1 год, то нововведения позволят получить полис ОСАГО на три года.

пункт 1 статьи 10 закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

«Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.»

Коэффициенты: как будут изменены?

В планах полный отказ от применяемых сейчас коэффициентов (территориальности и по мощности двигателя авто). При этом все подсчеты существенно усложнятся, в особенности, если сроки заключения договоров будут увеличены до 3-х лет.
Возрастной коэффициент (по водительскому стажу и по самому возрасту автоводителя) тоже будет изменен.

Вполне может быть, что на конечную стоимость полиса автогражданки повлияют даже такие факторы, как использование автомобиля в определенное время суток (ночное/дневное) и стиль вождения владельца ТС.

При этом нарушители будут вынуждены платить за полис ОСАГО больше. К примеру, если автоводитель нарушил ПДД и его за это лишили автоудостоверения, то в последующие периоды (когда автоправа будут восстановлены), стоимость ОСАГО для него будет больше.

На чем заканчивается либерализация?

Здесь важно знать, что Центробанк закрепил именно за собой право на установление предельных рамок тарифов (верхних и нижних). Именно внутри этих границ каждая страховая и сможет самостоятельно формировать стоимость своих услуг.

пункт 1 статьи 8 закона №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

«Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.»

2018 или 2019: когда ожидать изменений?

Все предполагаемые изменения сейчас находятся лишь на стадии тщательной проработки. Их реализация ожидается в течение ближайших лет, но точных дат не могут назвать даже сами инициаторы.

Кроме того допускается, что изменения могут вводить частями (поэтапно). Одной из проблем является то, что сами чиновники не могут спрогнозировать то, как отреагируют на нововведения в сфере ОСАГО автовладельцы. При этом для страховых компаний тоже приемлемы далеко не все новшества. Вот и выходит, что на данный момент власти не очень торопятся с введением изменений.

ОСАГО в 2019 году

Новые правила – стоимость ОСАГО в 2019 году будет рассчитываться по-другому. Соответствующие поправки уже озвучены Минфином и представлены в виде законопроекта. Если документ будет принят, то корректировки начнут действовать уже с осени следующего года.

Это интересно:  Можно ли выписать из квартиры мать несовершеннолетнего ребенка с ним и без него, а также как снять с учета отца без его согласия?

СОДЕРЖАНИЕ

Повышение страховки – сколько будет стоить полис?

Чем больше опыт, тем дешевле – такой принцип для расчета стоимости страховки автогражданской ответственности планируют ввести в России. Это связано с тем, что водители со стажем более аккуратны на дорогах в отличие от новичков, только получивших водительское удостоверение. Другой вариант – повышение стоимости полиса для всех, независимо от стажа. Пока же цена ОСАГО зависит от эксплуатируемого транспортного средства.

Эксперты считают, что такой подход – страхование ответственности конкретного водителя – будет выгодно для всех автолюбителей, кроме лихачей. Опытный шофер с большим водительским стажем, без штрафов и с аккуратной манерой езды будет платить меньше злостного нарушителя. Эту инициативу можно сравнить с кредитной историей – чем она лучше, тем больше шансов у гражданина оформить новый заем. Здесь тоже самое – чем лучше страховая история, тем ниже стоимость полиса.

«Вводить штрафы (особый тариф) для товарищей, которые любят попадать в ДТП по 10 раз в год, особые требования к страхованию», – предлагает Александр Холодов, являющийся председателем общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», отделения в Санкт-Петербурге.

Проводимая реформа отразится и на тарифах. На вопрос: «сколько будет стоить полис?», есть ответ: ожидается увеличение на 20%. Однако добросовестным водителям не стоит переживать – этот рост на них не отразится. Вполне возможно, уверяют авторы инициативы, для них стоимость страховки станет даже меньше, чем сейчас. А вот тем водителям, которые регулярно попадают в аварии и нарушают ПДД, придется раскошелиться. Кроме того, планируется отказаться от применения мощностного и территориального коэффициентов.

Пока же рассчитать стоимость можно используя калькулятор, который имеется на сайтах всех страховых компаний. Для получения достоверной информации лучше заходить на официальный сайт компании, у которой планируется совершить покупку.

Последние новости: штраф за езду без ОСАГО, расчет стоимости и максимальные выплаты

Тем временем стало известно, что Минфин внес свои коррективы в расчет стоимости полиса с осени следующего года. Уже с 1 сентября страховщики смогут действовать в установленных пределах:

  • с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года – +/- 30% базового тарифа ЦБ;
  • после 1 сентября 2020 года – +/-40% базового тарифа ЦБ.

При этом максимальный стоимость полиса не может быть выше, чем в три раза, установленного тарифа.

Возврат ОСАГО при продаже автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

Далеко не все водители знают, что существует возможность возврата части стоимости ОСАГО после продажи автомобиля.

Например, этот факт подтверждается тем, что многие продавцы просто отдают страховой полис новому собственнику, хотя он ему совершенно не нужен.

В этой статье рассмотрены следующие вопросы:

В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги?

Возможность расторжения договора ОСАГО предусмотрена пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.

Обратите внимание, возврат денег возможен не в любом случае.

Есть перечень ситуаций, в которых можно получить возврат, и он будет рассмотрен далее. Однако сразу же следует отметить, что если водитель решит расторгнуть договор ОСАГО без видимой на то причины, то деньги ему однозначно не вернут.

Итак, ситуации, в которых договор ОСАГО может быть расторгнут, подробно рассмотрены в пунктах 1.13 — 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В этих пунктах приводятся как ситуации, в которых можно вернуть деньги за неиспользованное время полиса, так и ситуации, в которых стоимость полиса не возвращается.

В рамках этой статьи интерес представляют ситуации, в которых возможен возврат стоимости ОСАГО:

  • смерть гражданина — страхователя или собственника;
  • ликвидация страховой компании;
  • отзыв лицензии страховой компании;
  • гибель (утрата) транспортного средства;
  • замена собственника транспортного средства (продажа автомобиля).

Как вернуть деньги за неиспользованную страховку ОСАГО?

Возврат денег за неиспользованную страховку при продаже автомобиля в 2018 году не представляет собой ничего сложного. Водителю нужно обратиться в страховую компанию, в которой куплен полис ОСАГО, и заполнить там заявление на возврат.

При этом для возврата потребуются следующие документы:

  • Паспорт;
  • Полис ОСАГО;
  • Договор купли-продажи автомобиля, подтверждающий продажу;
  • Реквизиты счета в банке, куда будут перечислены деньги.

Процедура возврата обычно проходит без проблем. Что касается вопросов и споров, то они чаще всего возникают по поводу суммы возврата.

Как рассчитать сумму возврата по ОСАГО?

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.

В данном пункте есть 2 условия:

  • Возвращается только часть премии, предназначенная для осуществления страховых выплат.
  • Возвращается только сумма, пропорциональная оставшемуся сроку действия ОСАГО.

Разберем каждое из них по очереди.

1. Рассмотрим требования к структуре страховых тарифов, установленные банком России. Для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования предназначены только 77 процентов стоимости полиса.

Оставшиеся 23 процента предназначены для других целей и вернуть их не удастся в любом случае.

2. Расчет суммы, пропорциональной оставшемуся сроку действия ОСАГО.

В первую очередь нужно вычислить дату досрочного прекращения страхового полиса. Она вычисляется следующим образом:

  • в случае смерти гражданина — дата смерти;
  • в случае ликвидации страховщика — дата ликвидации;
  • в случае гибели (утраты) автомобиля — дата гибели (утраты);
  • при отзыве лицензии страховщика — дата получения страховщиком заявления;
  • при продаже автомобиля — дата получения страховщиком заявления.

Обратите внимание, сумма возврата по ОСАГО при продаже автомобиля зависит от того, как быстро бывший владелец автомобиля обратился в страховую компанию.

В Ваших интересах сделать это как можно скорее. В идеале нужно сходить в страховую в тот же день, когда Вы продали машину.

После того, как дата прекращения договора вычислена, нужно посчитать, сколько неиспользованных дней осталось.

Например, если ОСАГО заключено на год и остались неиспользованными 100 дней, водитель сможет получить 100 / 365 = 27,3 % от первоначальной суммы полиса. Кроме того, не забывайте про то, что 23%, рассмотренные выше, также не возвращаются. Т.е. в итоге водитель получит 0,273 * 0,77 = 0,21, т.е. 21 % от стоимости полиса.

Следует учитывать, что если полис был заключен не на целый год, то и стоимость будет исчисляться с учетом этого.

Например, если неиспользованными остались 100 дней, а полис был заключен на 4 месяца (с мая по август), то водителю будет возвращено 100 / (31 + 30 + 31 + 31) = 81,3 % суммы. С учетом 23%, рассмотренных выше, итоговая выплата составит 62,6% от стоимости полиса.

Рекомендую Вам самостоятельно рассчитать сумму возврата перед обращением в страховую компанию. Если Вам вернут меньше и сумма окажется значительной, то недоимку можно взыскать через суд. Естественно из-за 100 рублей заниматься судебным разбирательством не имеет особого смысла.

В завершение хочу отметить, что возврат ОСАГО при продаже автомобиля достаточно простая процедура и я рекомендую этим пользоваться.

Статья написана по материалам сайтов: www.strahyi.ru, insur-portal.ru, osagogid.ru, g2019.su, pddmaster.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий