Места отбывания наказания в виде лишения свободы

Наказание в виде лишения свободы отбывается в исправительных учреждениях различных видов, перечень которых в своей основе определен в ст. 58 и ч. 6 ст. 88 УК РФ (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, воспитательные колонии общего и усиленного режимов, тюрьмы).

В законе (ст. 73 УИК РФ) закреплен принцип отбывания наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в которой осужденные проживали или были осуждены. Исключением из этого принципа являются случаи, когда требуется обеспечить личную безопасность осужденного либо когда он изъявляет желание отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории другого субъекта РФ. В случае отсутствия по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида пли невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного

субъекта РФ, либо, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС, расположенные на территории другого субъекта РФ.

На ряд категорий осужденных указанный принцип определения места отбывания лишения свободы не распространяется, что обусловлено, с одной стороны, степенью общественной опасности этих лиц, с другой,— небольшим количеством определенного вида исправительных учреждений. Это относится прежде всего к осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным к пожизненному лишению свободы, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы в тюрьме, осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы, а также к осужденным женщинам, осужденным несовершеннолетним, осужденным — иностранным гражданам и лицам без гражданства. Все указанные лица направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения по месту их нахождения, где имеются необходимые условия для их размещения.

УИК РФ детализирует основные положения УК РФ, определяющие виды исправительных учреждений, в которых отбывают наказание конкретные категории осужденных;, Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Согласно ст. 74 Кодекса исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, положительно характеризующиеся и переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов по отбытии определенного срока наказания. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы (за исключением лиц, отбывающих лишение свободы впервые за совершение особо тяжких преступлений либо пожизненное лишение свободы, а также которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы), а также основная масса осужденных женщин, (за исключением женщин, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений).

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного в исправительных колониях общего и строгого режимов порядка отбывания наказания и в связи с этим переведенные для дальнейшего отбывания наказания в тюрьму на срок до трех лет.

Лечебные исправительные учреждения предназначены для отбывания наказания осужденных ВИЧ-инфицированных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом или наркоманией, а также страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

В данные исправительные учреждения осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на предоставление краткосрочного свидания с родственниками или иными лицами. Направление осужденных в конкретное исправительное учреждение производится только после установления соответствующего вида учреждения и наличия в нем мест на территории данного субъекта РФ. В случае отсутствия соответствующего вида исправительного учреждения или невозможности размещения конкретного осужденного вопрос о направлении в исправительное учреждение другого субъекта РФ решает

ГУИН Минюста РФ на основании мотивированного постановления тер-

—| риториального органа управления УИС (в случае, если это вызвано состоянием здоровья осужденного, — то при наличии медицинских заключений соответствующих служб и письменного согласия осужденного).

Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного, куда он направлен для отбывания наказания.

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем и специальным транспортом (автозаками и вагон- заками; водным и лишь в отдельных случаях — воздушным транспортом).

Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, ВИЧ-инфицированные осужденные перемещаются не только раздельно, но и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости, по заключению врача — в сопровождении медицинских работников.

При перемещении осужденных им создаются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они обеспечиваются одеждой по сезону, а гакже питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования (нормы питания утверждены постановлением Правительства РФ №833 от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы»). Перемещение осужденных осуществляется за счет государства.

Осужденные,-как правило, отбывают наказание в одном исправительном учреждении, однако в ряде случаев возникает необходимость их перевода в другое исправительное учреждение такого же типа и вида режима или же иное исправительное учреждение (например, из исправительной колонии — в. тюрьму либо из исправительной колонии — в колонию-поселение). Перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждение в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, а также при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения или при иных исключительных обстоятельствах (массовых беспорядков, групповых неповиновениях, стихийных бедствиях, оперативно-розыскных мероприятиях), препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Инициатива о таком переводе осужденного может исходить от различных органов: органов исполнительной власти и местного самоуправления; органов внутренних дел; надзирающих за местами лишения свободы прокуроров: по ходатайствам народных депутатов (в последнем случае — при наличии письменного согласия осужденного на перевод). Перевод также может быть осуществлен по письменному заявлению осужденных или их родственников (при согласии осужденных).

Перевод осужденных в исправительные учреждения, расположенные в пределах субъекта РФ, осуществляется по указанию ГУИН Минюста РФ территориальными органами управления УИС, а если за его пределами — то по указанию ГУИН Минюста РФ, а также по согласованию между соответствующими территориальными органами управления УИС. В последнем случае инициатор перевода направляет органу управления УИС, в распоряжение которого предлагается перевести осужденного, мотивированное заключение по данному вопросу, характеристику и медицинскую справку на осужденного, а в случае, если перевод связан с болезнью — то и соответствующее.медицинское заключение (в этом случае требуются еще и согласие на перевод медицинской службы ГУИН Минюста РФ и письменное согласие осужденного). В случае достижения согласия на перевод принимающая сторона выдает наряд на перевод осужденного. Если согласие не достигнуто, инициатор перевода направляет все материалы в ГУИН Минюста РФ, которое и принимает окончательное решение по существу вопроса. Осужденные, направленные для отбывания наказания или переведенные по персональным указаниям (нарядам) ГУИН Минюста РФ, не могут быть в дальнейшем направлены в другие исправительные учреждения такого же вида без его разрешения.

Прием осужденных в исправительное учреждение детально регламентирован, в том числе и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Прием осужденных осуществляется оперативным дежурным (в тюрьме — дежурным помощником начальника тюрьмы, в воспитательной колонии — дежурным помощником на-

чальника колонии) и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется, кроме того, работником медицинской части. Прием прибывших в нерабочее время небольших групп осужденных осуществляется оперативным дежурным учреждения, дежурными помощниками начальников тюрьмы и воспитательной колонии.

Во время приема осужденных работники учреждения проверяют наличие личных дел и устанавливают их принадлежность прибывшим осужденным, проверяют наличие в личных делах необходимых документов. Медицинский работник воспитательной колонии проводит наружный осмотр осужденных с целью выявления у них телесных повреждений.

Прибывшие в исправительное учреждение осужденные после уточнения данных подвергаются полному обыску, а принадлежащие им вещи — досмотру. Вещи, изделия, вещества, документы и продукты питания, запрещенные к продаже и использованию осужденными к лишению свободы, а также не предусмотренные Перечнем вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах учреждения, изымаются в установленном порядке, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

В суточный срок осужденные проходят медицинское освидетельствование, полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается наблюдение (в том числе и медицинское), изучается их личность, устанавливаются трудоспособность, образование и профессиональная подготовка, их знакомят с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их жизнедеятельность в исправительном учреждении, разъясняют их права и обязанности. Они предупреждаются об ответственности за нарушение режима отбывания наказания, им разъясняется о применении в исправительном учреждении технических средств надзора и контроля (изоляции), физической силы, специальных средств, оружия и специальных подразделений. При выявлении инфекционных больных они немедленно изолируются, а в учреждении проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. Согласно ст. 79 УИК РФ продолжительность пребывания осужденных в карантинном отделении определяется до 15 суток.

Решение о распределении осужденных по отрядам (отделениям, камерам) с учетом их личностных особенностей, привлечении их к труду,

обучению в системе общего и профессионального образования принимается комиссией исправительного учреждения, возглавляемой его начальником. В комиссию включаются представители различных служб учреждения (охраны, безопасности и режима, оперативной, специальной, медицинской, производственной и др.). В воспитательных колониях в состав комиссии, кроме того, включаются работники общеобразовательной школы, производственно-технического училища и психолог. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение, по его выбору, одному из родственников направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах и бандеролях, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий, праве осужденных на телефонные разговоры.

Виды мест лишения свободы

УК РФ в части 1 статьи 56 перечисляет все виды специальных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях, по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности, либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного, либо другого субъекта Российской Федерации.

Это интересно:  Медицинский осмотр при приеме на работу в 2019 году - предварительный, водителя, ТК РФ, обязательный

Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия.

Распределение осужденных по ИУ регулируются статьей 58 УК РФ и отдельными статьями УИК РФ:

— в колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов в соответствии с частью 2 статьи 78 УИК РФ (положительно характеризующиеся);

— в исправительных колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые приговариваемые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести и тяжких преступлений, а также лица, осужденные за совершение преступлений по неосторожности на срок более 5 лет лишения свободы;

— в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также осужденные женщины при особо опасном рецидиве преступлений;

— в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы. Женщинам особый режим лишения свободы не назначается.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний.

В лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, перечисленные в частях 1 и 3 статьи 18 УИК РФ, то есть осужденные, к которым предусмотрено применение мер медицинского характера.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.

Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию подследственных.

В соответствии с частью 6 статьи 88 УК РФ несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях:

— общего режима — впервые приговариваемые к лишению свободы несовершеннолетние мужского пола и все несовершеннолетние женского пола;

— усиленного режима — несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.

Назначая наказание в виде лишения свободы несовершеннолетнему осужденному, суд вправе дать указание органу, исполняющему это наказание, об учете при обращении с таким осужденным определенных особенностей его личности. Необходимо иметь в виду, что при назначении наказания лицу, не достигшему 18-летнего возраста, а в исключительных случаях — 20-летнего возраста (статья 96 УК РФ), кроме общих начал закрепленных в статье 60 УК РФ, суд обязан учесть условия его жизни и воспитания, уровень его психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (часть 1 статьи 89 УК РФ). Суд принимает во внимание в качестве смягчающего обстоятельства несовершеннолетие виновного, но в совокупности с другими обстоятельствами (как смягчающими, так и отягчающими его вину).

При постановлении приговора несовершеннолетнему суд обязан рассмотреть возможность его условного осуждения или назначении наказания не связанного с лишением свободы, что служит цели уголовного наказания — восстановление социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения новых преступлений.

Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания. Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за счет государства.

В целях пресечения противоправного поведения, искоренения такого явления как «повышение квалификации» осужденных в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолированно от других осужденных, а также раздельно содержатся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.

Требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом. Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Закон четко и дифференцированно определяет, какие категории из осужденных к лишению свободы должны отбывать наказание в том или ином учреждении:

1. Лица, которые осуждены к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, на срок не свыше 5 лет, отбывают наказание в колониях-поселениях. Согласно УК РФ для отбывания лишения свободы в колониях-поселениях необходимы 2 условия: лицо совершило преступление по неосторожности и срок лишения свободы не превышает 5 лет. При этом не имеет значения, осуждается ли лицо при наличии указанных условий впервые.

2. Лица, которые впервые осуждаются к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также тяжких преступлений (часть 2, 3 и 4 статьи 15 УК РФ), и лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет, отбывают наказание в исправительных колониях общего режима.

Следовательно, для исправления осужденного в исправительных колониях общего режима необходимо, чтобы:

а) за совершенное умышленное преступление, лицо осуждается к лишению свободы впервые;

б) умышленное преступление по своей категории относится к преступлениям небольшой или средней тяжести или к числу тяжких преступлений (в первом случае максимальный срок лишения свободы не должен превышать 2 лет, во втором — 5 лет, в третьем — 10 лет);

в) лицом было совершено преступление по неосторожности, и оно было осуждено к лишению свободы на срок свыше 5 лет.

3. Лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины в случае особо опасного рецидива — в исправительных колониях строгого режима. Из смысла УК РФ следует, что в колониях строгого режима должны отбывать наказания 4 категории осужденных:

а) лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений (часть 5 статьи 15 УК РФ);

б) при рецидиве преступления (совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление) (часть 1 статьи 18 УК РФ);

в) лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы;

г) женщины, признанные особо опасными рецидивистками (часть 3 статьи 18 УК РФ).

4. Лица, признанные особо опасными рецидивистами, а также при осуждении к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима. Таким образом, в колониях особого режима должны по закону отбывать наказание две категории осужденных: при особо опасном рецидиве (часть 3 статьи 18 УК РФ) и при осуждении к пожизненному лишению свободы.

5. Закон устанавливает также, что если лицо осуждается на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжкого преступления, а также в случаях особо опасного рецидива, ему может быть назначено отбывание срока наказания в тюрьме. Закон строго регламентирует, что отбывание наказания в виде лишения свободы в тюрьме может быть назначено на часть срока наказания, но не указывает, какая часть срока должна отбываться в тюрьме. Этот вопрос должен решаться судом с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и личности осужденного.

Лишение свободы с отбыванием его в тюрьме является наиболее тяжким вариантом отбывания наказания в виде лишения свободы. В тюрьме осужденные содержатся в камерах, к ним предъявляются более высокие требования относительно дисциплины, чем в колониях и т.п.

Тема 10. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы

Места отбывания лишения свободы.

Виды исправительных учреждений.

Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

Перемещение осужденных к лишению свободы.

Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и их привлечение к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве.

Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения и требования их раздельного содержания.

Изменение вида исправительного учреждения.

1. Места отбывания лишения свободы

В соответствии с ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены 1 .

Из общего правила об отбывании наказания по месту жительства закон делает некоторые исключения. Эти исключения основываются на необходимости и обязанности государства в период отбывания наказания принимать меры по обеспечению здоровья осужденного и его безопасности. Поэтому в исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ. Так, например, если, климатические условия по месту отбывания наказания противопоказаны осужденному, отрицательно сказываются на его здоровье, то на основании заключения врачебной комиссии он может быть переведен в ИУ, расположенное в иной климатической зоне. Возможно также и направление осужденного в ЛПУ или ЛИУ, расположенные за пределами субъекта, где ранее он проживал, если осужденному требуется обязательное лечение. Предусматривается и возможность перевода в иное ИУ, расположенное на территории другого субъекта, в тех случаях, когда возникает угроза личной безопасности осужденного. Перевод в рассмотренных выше случаях может осуществляться без согласия осужденного.

Перевод осужденного в иное ИУ возможен и тогда, когда угроза состоянию здоровья или личной безопасности отсутствует. В этих ситуациях при переводе учитываются исключительные личные обстоятельства, например тяжелая болезнь родственников, наличие престарелых родителей, тяжелое материальное положение семьи и другие обстоятельства. В этих случаях перевод может быть осуществлен только с согласия осужденного.

При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения ИУ соответствующего вида (например, не в каждом субъекте имеются ИУ, исполняющие наказание в виде лишения свободы в отношении женщин, несовершеннолетних, бывших работников судов и правоохранительных органов) или невозможности размещения осужденных в имеющихся ИУ (при переполнении) они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС (ФСИН России) в ИУ, расположенные на территории других субъектов РФ (ч. 2, 3 ст. 73 УИК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 81 УИК РФ (Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении) осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ. Согласно ч. 2 этой же статьи перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного ИУ в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации ИУ, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (например, стихийное явление). Перевод осужденных, указанных в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного ИУ другое того же вида допускается решению ФСИН России. Порядок перевода осужденных определяется Минюстом РФ 2 .

Определение места отбывания наказания осужденного

Заявку об определении места отбывания осужденного

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание .
Теперь ЗАВИСИТ и от вас родственников!

ЭКОНОМ ВАРИАНТ для подачи ЗАЯВЛЕНИЯ об определении места отбывания наказания осужденного.
— Подайте ЗАЯВЛЕНИЕ по нашей готовой форме в день вынесения ПРИГОВОРА- продублировав его через ТРИ ДНЯ.
— Если подана Апелляционная ЖАЛОБА, подайте за НЕДЕЛЮ до вынесения Апелляционного решения.

5.1. Вам остается лишь заполнить готовую форму, отправить-оплатить. (прикрепляйте копию своего паспорта-лицевая разворот).

5.2. В заявлении УКАЖИТЕ РЕГИОН в который рекомендованно отправить осужденного.

5.3. Рекомендуем подавать в день вынесения Приговора.

— Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ поданое через наш сайт, поступит в СИЗО и УФСИН с исходящим номером,
это гарантия что с ним ознакомятся и учтут ваши пожилания.

— В тех случаях. когда подана Апелляция, рекомендуем в день Апелляционного расмотрения
ПОВТОРИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ отметив ДУБЛИРОВАТЬ.

— Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ, поданное через наш сайт, не только рассмотрят но и учтут требование ФЗ
об уведомлении Вас по убытию осужденного с СИЗО, чего не учтут при подаче через сайт ФСИН РФ.
P.S. Поданое ЗАЯВЛЕНИЕ с нашего сайта, является процессуальным документом.
К сожалению Ваши заявления поданные с других сайтов и в том числе с сайта ФСИН РФ,
могут рассматриваться ФОРМАЛЬНО без удовлетворения.
В случае, направления осужденного в другой регион без пояснений, вы можете легко оспорить в ФСИН РФ, предъявив наше Заявление
(которое хранится в нашей базе 3 месяца)и тем самим вернуть осужденного в указанный вами регион.

Это интересно:  Как оформляется обмен автомобилями

В народе называется ЭТАП, определение места отбывания наказания осужденного, ДО вступления в законную силу Приговора.
Родственники могут повлиять на то где будет отбывать наказание осужденный, то есть своим участием, ЗАРАНЕЕ оформив ЗАЯВКУ
на определение места отбывания наказания-то есть регион куда предпочтительнее отправить осужденного.
Определение места отбывания наказания многие путают с ПОИСКОМ ОСУЖДЕННОГО

Определение места отбывания наказания.

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 73]

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Определение места отбывания наказания.

В связи с тем, что указанный вопрос приобрел в России в настоящее время системную проблему, особенно в городе Москве, возникла необходимость в размещении письменной консультации на сайте.

Сразу хочу отметить, что этот вопрос очень четко и ясно отражен в российском законодательстве и проблема возникает исключительно из-за того, что руководители следственных изоляторов то ли по малограмотности, то ли в силу злого умысла постоянно вводят людей в заблуждение, ссылаясь на то, что родственников уведомят о месте нахождения осужденного уже после прибытия их в точку назначения, то есть к месту отбывания наказания. Это и так и не так. В этих ответах звучат ссылки на другие нормативные акты, регулирующие другой юридический аспект отношений, и уклоняются такими ответами от исполнения других норм закона. Однако, по порядку.

  1. ? Обязаны ли руководители следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот или иной осужденный отбывать наказание

Ответ на этот вопрос дают два Федеральных закона. Процитирую их.

Часть 1 статьи 394 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит:

«Статья 394. Извещение об обращении приговора к исполнению.

  1. ». После вступления в законную силу приговора, по которому осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к аресту или лишению свободы, администрация места содержания под стражей в соответствии со статьей 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации извещает одного из близких родственников или родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания

Часть 2 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывает:

«Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания».

Правила ч. 1 ст. 394 УПК применяются в случаях, когда был постановлен обвинительный приговор, причем не любой, а приговор по которому лицо, содержащееся под стражей, было приговорено к аресту или лишению свободы.

Эти правила обязывают администрацию места содержания под стражей (т.е. администрацию следственного изолятора, по общему правилу п. 2 ст. 75 УИК) известить одного из близких родственников или родственников (п. 4, 37 ст. 5УПК) осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Указанное уведомление обязательно направляется названным лицам и в том случае, когда лицо, впервые осужденное к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которому наказание назначено в исправительной колонии общего режима, с его согласия оставлено в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК). Осужденный сам определяет, кому из родственников необходимо направить уведомление. Представитель администрации следственного изолятора обязан встретиться с осужденным и выяснить этот вопрос.

Таким образом, как минимум два федеральных закона обязывают администрацию следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот либо иной осужденный для отбывания наказания.

Это — обязанность администрации следственного изолятора, за неисполнение которой должностные лица подлежат ответственности.

Уведомление должно последовать до отправления осужденного к месту отбывания наказания. И в течение этого времени (с момента вынесения обвинительного приговора и до отправления к месту отбывания наказания) осужденному предоставляется свидание, дополнительное к тем, которые указаны в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О порядке содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», для того, чтобы были решены бытовые, социальные и иные вопросы. О праве на это свидание указано не только в ч.1 ст.75 УИК РФ, но и в ст.395 УПК РФ:

«Статья 395. Предоставление родственникам свидания с осужденным

До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним».

Судья не вправе отказать в таком свидании при обращении родственников осужденного.

  1. Почему руководители следственных изоляторов, отказывая известить, куда направляется осужденный, указывают на то, что родственников известят о месте отбывания наказания после прибытия этого осужденного в точку назначения?

Думаю, что руководители следственных изоляторов, привыкшие пренебрежительно относиться как к самим осужденным, их правам, так и к родственникам осужденных, умышленно вводят их в заблуждение, ссылаясь уже на иные нормы закона, которые действительно обязывают руководителей уже исправительных колоний (не следственных изоляторов) уведомить в течение 10 дней одного из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания. В частности, об этом четко указано в Федеральном законе — ст.17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:

«Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору».

Таким образом, Закон обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, сообщить одному из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления еще и направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Рассматриваемая позиция Законанаправлена на сохранение и поддержание связи осужденного со своей семьей, что в дальнейшем поможет ему социализироваться в обществе.

  1. ? Как быть, если администрация следственного изолятора не исполняет требования Федеральных законов и не желает уведомлять родственников осужденного о том, куда его направляют для отбывания наказания

Так как надзирающие прокуроры и руководители ФСИН России укрывают факты нарушения законности со стороны администраций следственных изоляторов и не привлекают должностных лиц к ответственности, рекомендуется избирать следующий путь. Вначале, до того, как кассационное определение о вступлении обвинительного приговора в силу поступит в СИЗО, направить на имя начальника следственного изолятора от имени кого-то из родственников или адвоката заявление.

При этом нужно указать адрес, по которому должно быть отправлено уведомление. Такие же заявления можно написать в УФСИН (ГУФСИН) субъекта РФ и в ФСИН РФ.

Желательно направить такое заявление заранее в тех целях, что ответ будет дан конкретным должностным лицом, действия которого можно будет обжаловать в случае отказа, ибо суды зачастую отказывают в принятии жалобы, ссылаясь на то, что не указано конкретное должностное лицо следственного изолятора в качестве ответчика.

Если уведомление не поступит, то нужно обращаться с жалобами на неисполнение администрацией СИЗО требований Федеральных законов в территориальный суд, вышестоящим руководителям ФСИН РФ и в соответствующие надзирающие прокуратуры вплоть до Генеральной прокуратуры РФ.

Есть еще одно мнение, изложенное в официальном Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков, 3-е изд., перераб. и доп, «Издательство Юрайт», 2009 г., где указывается:

«Следует отметить, что, если родственники не получили от администрации следственного изолятора сообщения о том, куда он направлен для отбывания наказания, они имеют право (устно либо письменно) обратиться за получением такой информации в суд, вынесший приговор, либо к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией мест содержания под стражей».

На моей практике многочисленных подобных обращений никогда ни суд, вынесший приговор, ни надзирающий за СИЗО прокурор не уведомили кого-либо о том, куда отправлен осужденный.

Следует отметить, что затронутый вопрос очень актуален. В Москве, например, руководители следственных изоляторов в очень-очень редких случаях уведомляют родственников, куда будет отправлен осужденный. В остальных случаях они секретят эту информацию даже от близких родственников, что недопустимо по закону. Необходимо обжаловать факты неисполнения руководителями следственных изоляторов требований федеральных законов, требовать ответственности должностных лиц, и тогда вопрос будет улажен, проблема пе6ерстанет существовать. К сожалению, мы вынуждены понуждать чиновников к исполнению закона, чего в нормальном обществе быть не должно.

Если российские суды откажут в удовлетворении жалоб о признании действий должностных лиц администрации следственных изоляторов, выразившихся в не уведомлении родственников осужденного, куда направляется он для отбывания наказания, незаконными, то после суда кассационной инстанции можно обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Iuris effctus in executione consistit (эффективность закона — в его исполнении, лат.).

Адвокат, к.ю.наук, М.И.Трепашкин

Места отбывания лишения свободы: уголовные (уголовно-исполнительные) аспекты Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Зернов Илья Владимирович, Молев Геннадий Иванович

В статье рассмотрены законы и подзаконные акты РФ, регулирующие и закрепляющие места отбывания наказания в виде лишения свободы, а также перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое. Рассмотрены последние изменения, внесенные в УИК РФ по вопросам действия территориального принципа отбывания уголовного наказания и уведомления потерпевшего о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое. Исследованы различные точки зрения ученых-правоведов по реформированию уголовно-исполнительного законодательства РФ в сфере организации исполнения отбывания уголовных наказаний .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Зернов Илья Владимирович, Молев Геннадий Иванович,

Текст научной работы на тему «Места отбывания лишения свободы: уголовные (уголовно-исполнительные) аспекты»

И. В. Зернов, Г. И. Молев

МЕСТА ОТБЫВАНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ:

УГОЛОВНЫЕ (УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассмотрены законы и подзаконные акты РФ, регулирующие и закрепляющие места отбывания наказания в виде лишения свободы, а также перевод осужденного из одного исправительного учреждения в другое. Рассмотрены последние изменения, внесенные в УИК РФ по вопросам действия территориального принципа отбывания уголовного наказания и уведомления потерпевшего о переводе осужденного из одного исправительного учреждения в другое. Исследованы различные точки зрения ученых-правоведов по реформированию уголовно-исполнительного законодательства РФ в сфере организации исполнения отбывания уголовных наказаний.

Ключевые слова: места отбывания лишения свободы, уголовное право, уголовно-исполнительное право, преступление, уголовное наказание, осужденный.

В современной уголовно-исполнительной системе неотъемлемой ее частью являются места отбывания лишения свободы. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы довольно подробно детализируется и регламентируется как в Уголовноисполнительном кодексе РФ, так и в подзаконных актах. Подробная регламентация исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы обусловлена необходимостью, с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав и свобод осужденных, их законных интересов, а с другой — предоставить администрации исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы необходимые правовые средства для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности этих учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления [1].

Это интересно:  Как пенсионеру получить российское гражданство

Основополагающей нормой мест отбывания лишения свободы является ст. 73 УИК РФ [2].

Пункт 1 данной статьи говорит о том, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 названной статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных, для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим смысл данной статьи с точки зрения профессоров В. Б. Малинина и Л. Б. Смирнова. Они полагают, что «в данной норме проявляется гуманное отношение к осужденному и его семье, что позволяет родственникам, не неся значительных материальных расходов, приезжать на свидания, направлять посылки и бандероли. Однако в некоторых случаях осужденный может быть направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ» [3]. Основанием для этого может быть состояние здоровья осужденного или обеспечение его личной безопасности с его согласия. Если требуется обязательное лечение, то осужденный может направляться в лечебно-профилактические учреждения или лечебные исправительные учреждения, расположенные на территории иного субъекта РФ.

Осужденный может быть переведен для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в иных климатических условиях, если климатические усло-

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

вия места отбывания наказания вредно влияют на состояние его здоровья. Основаниями направления осужденных в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, могут быть такие объективные обстоятельства, как отсутствие исправительного учреждения соответствующего вида, которое было назначено судом, или невозможность размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях.

В ряде субъектов РФ, например в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, отсутствуют исправительные учреждения определенных видов, а именно исправительные колонии особого режима и тюрьмы. В этом случае осужденные направляются для отбывания наказания в указанные исправительные учреждения в другие регионы [3].

В ч. 3 и 4 названной статьи УИК указаны категории осужденных, которые направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Это осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные женщины, несовершеннолетние, а также осужденные, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства. Естественным, по мнению А. В. Бриллиантова и С. И. Курганова, исключением из территориального правила отбывания уголовного наказания является отсутствие по месту жительства или осуждения (в пределах территории субъекта РФ) исправительного учреждения соответствующего вида. Под это исключение чаще всего попадают немногочисленные категории осужденных — несовершеннолетние, женщины, а также бывшие работники судов и правоохранительных органов. Они направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений, расположенных на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения [4, с. 163]. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 47-ФЗ [5] выделил еще одну категорию осужденных (по характеру совершенного преступления), в отношении которых не действует территориальное правило отбывания наказания. Это осужденные за похищение человека (ст. 126 УК), торговлю людьми (ч. 2 и 3 ст. 127.1 УК), терроризм (ст. 205 УК), захват заложника (ст. 206 УК), организацию незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организацию преступного сообщества (ст. 210 УК), угон воздушного, водного либо железнодорожного транспорта (ст. 211 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), насильственный захват власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), диверсию (ст. 281 УК), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ч. 3 ст. 321 УК), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ч. 2 ст. 360 УК). Эти категории осужденных направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых ФСИН. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 159-ФЗ [6] внесены в статью еще два состава преступлений, в отношении которых также не действует территориальное правило отбывания наказания. К ним относятся осужденные за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) и организацию деятельности экстремистской организации.

Существенное изменение было введено в ч. 2 ст. 78 УИК РФ Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 62-ФЗ. В введенном пп. 4 ч. 2 названной статьи указывается, что «в случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного

Экономика, социология, право

представителя» [7]. Подобная правка была введена в п. 21 ст. 42 УПК пп. 21.1, согласно которому потерпевший теперь вправе «получать информацию о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания, в том числе при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы, а также быть извещенным о рассмотрении судом связанных с исполнением приговора вопросов об освобождении осужденного от наказания, об отсрочке исполнения приговора или о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким видом наказания» [8].

В настоящее время существует особый Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы, утвержденный приказом Минздрава России и Минюста России от 28 августа 2001 г. [9]. В соответствии с этим Перечнем, например, по медицинским соображениям противопоказано отбывание наказания в Республике Бурятия осужденным с тяжелыми формами болезней эндокринной системы, гипертонической болезнью III стадии, хроническими распространениями болезни кожи, а в Магаданской области — осужденным с хроническими заболеваниями почек, злокачественными образованиями, бронхиальной астмой и т.д.

Следует отметить, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается при наличии исключительных обстоятельств, к которым относятся болезнь осужденного, угроза личной безопасности осужденного, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения (ИУ), стихийное бедствие, массовые беспорядки и т.п. Порядок перевода осужденных из одного ИУ в другое определяется инструкцией «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» [10].

Сегодня тесно связаны с проблемами определения вида ИУ вопросы определения места отбывания лишения свободы, регулируемые положениями ст. 73 УИК РФ. Место отбывания лишения свободы так же, как и классификация видов ИУ, позволяет решать вопросы дифференциации и индивидуализации наказания, а также гуманизации отношений в сфере исполнения наказаний. Между тем в нормативном определении места отбывания лишения свободы и в практике применения этих положений существуют определенные противоречия, связанные с неточностью формулировок закона и трудностями, возникающими при распределении осужденных по видам ИУ. С. К. Середа в своем диссертационном исследовании приводит статистику, в соответствии с которой «общее правило определения места отбывания лишения свободы по месту прежнего жительства не реализуется в отношении 22,5 % осужденных в колониях-поселениях, 25 % — в ИК общего режима для мужчин, 37 % — в ИК общего режима для женщин, 39 % — в ИК строгого режима, 66 % — в ИК особого режима, 21 % — в ВК» [11].

Нельзя не обратить внимание на проблему исполнения отбывания уголовных наказаний в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных. В настоящее время в пенитенциарных учреждениях России содержится более 49 тысяч ВИЧ-инфицированных, что составляет 11 % от общего числа ВИЧ-инфицированных, официально зарегистрированных в стране. Факторами, способствующими распространению инфекционных заболеваний среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, становятся также скученность, отсутствие у большинства осужденных элементарных навыков гигиены, высокая подвижность состава осужденных, значительное число представителей групп риска и, конечно же, стресс, вызываемый изоляцией от общества. На сегодняшний день федеральным законодательством не предусмотрено раздельное содержание ВИЧ-инфицированных и здо-

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

ровых осужденных в исправительных учреждениях, что существенно осложняет работу по предупреждению совершения правонарушений данной категорией осужденных. Взаимоотношения, которые складываются у здоровых осужденных с ВИЧ-инфицированными осужденными, очень часто играют роль неблагоприятного фактора и негативно влияют на отбывание наказания осужденными, дезорганизуют нормальную деятельность исправительного учреждения. А. Д. Никитин полагает, что в УИК РФ (а именно в ч. 2 ст. 101 УИК РФ «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы») необходимо внести изменения, связанные с содержанием ВИЧ-инфицированных осужденных [12, с. 142]. Это, по его мнению, обусловлено тем, что раздельное содержание ВИЧ-инфицированных и здоровых осужденных позволит снизить уровень распространения ВИЧ-инфекции, а также сократить количество насильственных преступлений, совершаемых в отношении других осужденных и персонала учреждений, обеспечивающих их изоляцию от общества.

Интересная и проблемная ситуация сложилась сегодня: если органы предварительного расследования преступлений и суды прежде всего озабочены тем, чтобы как можно скорее отправить лицо, совершившее преступление, в места лишения свободы, то уголовно-исполнительная система, наоборот, пытается различными способами его досрочно освободить, в том числе по состоянию здоровья. В таком случае смысл наказания в виде лишения свободы в отношении больных осужденных в последние годы постепенно сводится к временной, без качественного исправительного воздействия изоляции от общества, в ходе которой осужденным не создаются условия для улучшения состояния своего здоровья, что приводит к их досрочному освобождению от наказания. Юрист А. П. Скиба считает, что «в этом случае деятельность исправительных учреждений ФСИН РФ ориентирована исключительно на преступника, без учета роли потерпевшего от совершения преступления, не позволяет достичь целей уголовно-исполнительного законодательства, повышает уровень рецидивной преступности и заболеваемости населения, а устрашительно-исправительный эффект мест лишения свободы постепенно утрачивается по мере увеличения числа судимостей и ухудшения состояния здоровья осужденного» [13, с. 75]. Также ученый настаивает на разработке новой концепции исполнения лишения свободы в отношении осужденных, имеющих различные заболевания.

Таким образом, в последнее время правовое регулирование мест отбывания лишения свободы приобрело достаточно высокую значимость благодаря нерешенности некоторых проблем в этой сфере. На наш взгляд, правоохранительным органам необходимо обеспечить поддержку реализации внесенных федеральным законодателем изменений в уголовно-исполнительные акты нашей страны путем издания ведомственных нормативно-правовых актов о контроле за реализацией нововведений в уголовное, уголовнопроцессуальное и уголовно-исполнительное законодательство РФ в области закрепления и регулирования мест отбывания наказания в виде лишения свободы. Также предлагается ввести повышение ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение требований закона по данному вопросу.

Экономика, социология, право

1. Трунов, И. Л. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / И. Л. Трунов. — М. : Эксмо, 2006.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от

3. Малинин, В. Б. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В. Б. Малинин, Л. Б. Смирнов. — М. : КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. -384 с.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от

11. Середа, С. К. Определение места и вида учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы : автореф. . канд. юрид. наук / Середа С. К. — М., 2007. — URL: http://lawtheses.com/opredelenie-mesta-i-vida-uchrezhdeniy-prednaznachennyh-dlya-otbyvaniya-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobody

Зернов Илья Владимирович

Пензенский государственный университет E-mail: serega.beglov@yandex.ru

Молев Геннадий Иванович

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права,

Пензенский государственный университет E-mail: gmolev@mail.ru

Zernov Il’ya Vladimirovich

Penza State University Molev Gennadiy Ivanovich

candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of criminal law,

Penza State University

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

УДК 343.811 Зернов, И. В.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, vuzlit.ru, studfiles.net, www.advokat-777.ru, cyberleninka.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий